В 1894 г столичная лесоторговая фирма Брант и
Компания купили 43 тысячи десятин земли. В1906 г , была пущена Волго-Вятская железная дорога, а в 1912 году на этой земле немец Брант
построил маленький лесопильный заводик, рядом основал посёлок для рабочих,
занятых на лесоразработках и производстве. История народного образования в
нашем посёлке тесно переплетается с его судьбой. В 1905 г в окрестных
деревнях в Стрелице, Рогове, Карпове действовали земские школы для детей
крестьян. Первая же начальная школа в нашем посёлке открылась в середине
20-х годов 20 века - это был период культурной революции и борьбы с
неграмотностью в стране. Четырёхлетняя начальная школа располагалась по
левую сторону от железной дороги на улице Октябрьской. Классы были по две
параллели. Заведующая школы, Белорукова Ольга Ивановна за добросовестный,
честный труд в 1939 г была удостоена Ордена Ленина.
Непрерывное пополнение рабочего класса за счёт выходцев
из деревни, рост заводского посёлка требовал открытия новой школы. В 1937г
на улице Советской (старый завод) была открыта семилетняя школа, первым
директором которой стал Соколов Михаил Иванович. Здание школы размещалось в
бывшей двухэтажной конторе управления Бранта. В это же время, через дорогу в
маленьком доме были открыты первые ясли-сад. В школе были тёмные, длинные
коридоры и печное отопление. Наполняемость классов была большая 30-40
человек. Все учителя проходили аттестацию на звание учителя. Успешно
прошедшим аттестацию выдавали аттестат особого образца. Учителя кроме
преподавательской и воспитательной работы выполняли и общественную: в
обязательном порядке выступали в художественной самодеятельности, в клубе
ставили спектакли, проводили агитационную работу среди населения накануне
переименования станции Брантовка в посёлок Октябрьский (1939г).
В 1938г в Брантовку пришли репрессии. Ночью арестовали всё
начальство лесозавода (Петровского, Кралик, Франца). В школе царила
атмосфера страха: кто же следующий? Но, к счастью, репрессии обошли школу
стороной. После советско-финской войны 1939г пилорамы на заводе Бранта
демонтируются и вместе с рабочими перевозятся в Карелию для восстановления
хозяйства после войны.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 в посёлок хлынул
поток эвакуированных, и, семилетняя школа была преобразована в среднюю.
Занимались в две смены, но несмотря на военные трудности, ученики стремились
к знаниям и за отличные успехи их награждали похвальными грамотами. В 1942
году всех юношей 10-ого взяли на фронт, одноклассницы плакали, провожая их.
В это суровое время учителя помогали фронту чем могли: собирали тёплые вещи
и продукты для солдат, проводили сбор средств, на которые был собран танк
(наш брантовский). Жили впроголодь, но часть заработной платы отдавали на
облигации государственного займа. Средняя заработная плата учителя была 812
рублей, её едва хватало на еду. Распространённой обувью были кирзовые
сапоги. Учебников не хватало – один на класс. Тетрадь выдавалась одна на год
на ученика, поэтому писали на старых книгах и газетах.
В 1943г сменился директор школы - им стала Виноградова
Валентина Алексеевна (математик, окончившая Горьковский ВУЗ). Виноградова
В.А. выйдя замуж за офицера, уехала из посёлка. В 1945 году директором школы
стала Смирнова Зоя Александровна. Так и существовали в Брантовке 2 школы -
начальная на ул. Октябрьской и семилетняя на ул. Советской.
Учителей с высшим образованием в школах не было, поэтому
экзамены сдавали в Мантурове в школе №1. К сожалению, экзамены показали
плохие знания детей из Брантовки, Шулёва и Спаса, и поэтому средняя школа
была преобразована вновь в семилетнею.
В 1951 году при директоре Бочине Павле Дмитриевиче началось
строительство нового здания школы, прежнее здание было аварийное. Однако ото
всех скрывали, что на самом деле это здание не для школы, а для госпиталя на
случай новой войны (это было время «холодной войны») В1953 году
строительство было завершено, и учащиеся переехали в новое здание. Бочин
П.Д. не имел высшего образования и ему пришлось уехать из Брантовки в
Самылово, а в Октябрьскую школу направляют нового молодого директора,
бывшего военного моряка, имеющего высшее математическое образование Чижова
Сергея Александровича. Вместе с ним из Костромы в посёлок приезжают первые
учителя с высшим образованием: Задворнова Галина Ивановна (математик),
Генриетта Николаевна (литератор), Жданова Евгения Александрова (географ),
Хрящева Тамара Викторовна (математик).
50 - 60 годы это расцвет посёлка: численность населения была более
5 тысяч человек. Развивается социальная инфраструктура. В школе обучалось
более 900 учеников - по 2 - 3 параллели классов, педагогический коллектив
около 40 человек. Строится интернат для детей из окрестных деревень:
Поломки, Фуфаек, Ушенихи, Бренихи, Ивановского (после закрытия начальной
школы).
В 1963 году Чижова С.А. переводят в Кострому и на один год
директором назначается Кудесова Александра Александровна.
В 1965 году директором стал Емельянов Сергей Михайлович. Жизнь
школы в 60 - 70 годы была бурной. Строится теплица где дети выращивали
овощи; где разводили кроликов и свиней. Каждое лето учащиеся с учителями
оказывали посильную помощь колхозам в посадке и уборке урожая. Стали
традиционными сдачи норм ГТО учителями и учащимися. Проходят встречи с
интересными людьми. Летом дети отдыхали и работали в лагере при школе.
Никаких нарушений дисциплины не было, дети стремились получить знания.
Увеличивается количество учащихся поступивших в Вузы: (Ферулёв Н.Д.)
заслуженный врач России, Белоглазов, Комаров - военная академия, и другие.
Мы можем гордиться нашими выпускниками!
В 70-е годы открывается вечерняя школа для рабочих.
Все учителя школы заочно получили высшее образование. В 1975
году закрывается начальная школа на ул. Октябрьской.
С 1985 - 86 год директором стал Новиков Пётр Васильевич. В
этот период активно работает в школе пионерская и комсомольская организация.
Традиционными становятся смотры строя и песни, торжественные линейки,
встречи с выпускниками, наблюдается тесная связь школы с производством,
ребята обучаются вождению машины и трактора. В 1988 году в школу приезжает
молодой историк Пасхин О.В., который назначается директором школы. Сложное
время для страны - сложное для школы. Не всё удаётся, не всё получается.
Система канализации и отопления давно не ремонтировалась, и в сильные
январские морозы 1990 годы школьная система отопления разморозилась. Полгода
дети обучаются в здании общежития для сезонных рабочих.
В 1991 году директором назначается Шаманова И.Е. В 1995 году снова
несчастье - из-за нарушения техники безопасности при работе со сваркой в
школе случился пожар, здание пришло в негодность. В школе тогда обучалось
около 300 учащихся.
В 1996 году учащиеся и учителя переезжают в новое
каменное здание бывшего детского сада, которое было не приспособлено для
школы. Социальное учреждение получает новый статус «школа - ясли-сад». В
1997 году школа стала муниципальной. В1999 году было пущено в эксплуатацию
новое здание садика. В 2002 году Октябрьская школа стала школой года
Мантуровского района.
В 2005 году школу возглавила Чистякова М.В.. В школе обучается 135
человек. Педагогический коллектив школы 19 человек. Три учителя имеют высшую
квалификационную категорию, девять - первую категорию, один - вторую. В
школе есть компьютерный класс. Возрождаются детские организации,
традиционными мероприятиями стали День самоуправления, День здоровья,
туристические походы.
Главными своими целями и задачами школа считает:
1. Создание комфортной образовательной среды на основе
индивидуальной работы с учащимися и формирование у них навыков самоконтроля
как средство развития личности.
2. Развитие творческих способностей учащихся.
3. Укрепление здоровья обучающихся и привитие им навыков
здорового образа жизни.
(По материалам из истории школы, собранным учителем истории Александровой Л.А.)